Шрифт:
Цвета:
Красноярский край, г. Шарыпово, 2 мкр, д. 10 На карте
+7 (391-53) 23-1-68
График работы:
Пн
Выходной
Вт, Ср, Пт
10:00-18:00
Чт
10:00-21:00
Сб, Вс
10:00-17:00

Виртуальная выставка "Гипсовая история"

14 декабря 2023

В коллекции нашего музея имеется несколько интересных, необычных гипсовых скульптурок. Это предметы из далекого советского времени. Коллекция собиралась более 10 лет. На современный взгляд сюжеты скульптур выполнены немного простенько, наивно.  Захотелось, понять, разобраться – чем же они привлекали, почему были так популярны? И так, немного истории…

В Кунгуре (город в Пермском крае) вырабатывали изделия из гипса более века назад. Простота добычи и дешевизна гипса привели к тому, что в начале ХХ века в городе и его окрестностях открылись небольшие кустарные мастерские, занимающиеся производством гипсовых изделий. Кустари работали со своими семьями в маленьких каморках при свете керосиновой коптилки. Сырьем служил местный камень, который мастера заготавливали и приносили в мешках, затем обжигали дома в русских печах. Продукт обжига мололи дедовским способом с помощью двухпудовой гири и железной плиты. При создании гипсовых статуэток, мастера, независимо от места их проживания, ориентировались на потребности городского обывателя. Большая часть изделий скупалась купцами и увозилась в Сибирь.

После Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны кустари организовываются в небольшие артели. Началась новая страница в истории. Страна постепенно поднималась из руин.

 Выпуском изделий из гипса занимался научно-художественный цех, насчитывающий около 30 рабочих.

Новый советский быт диктовал новые темы. И вот наряду с затейливо-вычурными гипсовыми изделиями (вазами, домиками, кукольными головками), появляются лаконично-прямолинейные статуэтки, изображающие красноармейцев в длинных шинелях и буденовках, целеустремленно глядящие в даль. Не забывали мастера-литейщики и анималистический жанр с уже ставшими привычными фигурками зайцев с морковками, собачек, кошечек, всевозможных домашних птиц. Эти непритязательные вещи охотно раскупались городскими и сельскими жителями, стремящимися украсить свой быт.

Во время Великой Отечественной войны мастера по-прежнему продолжали выпускать гипсовые сувениры, вырабатывая порой более 300 000 изделий в год.

В послевоенные годы в артели формируется круг мастеров и художников, по моделям которых будут выпускаться изделия в 1960-1970-е годы. Это М.Г. Лисунов, З.П. Позднякова, выпускники Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина, Е.П. Шатиров, З.Р. Басыров, В.П. Шихвинцев, В.Я. Первушин, В.Н. Некрасов. Ими создавались скульптуры литературных героев, современников, спортсменов и сказочные сюжеты.

По сюжетным работам мастеров артели можно проследить историю развития всей страны. Эти маленькие фигурки украшали незамысловатый быт советского человека, их дарили в подарок, а при переезде обязательно забирали с собой. Отечественные интерьерные статуэтки обычно ставили либо на комод — благо этот предмет мебели присутствовал практически повсеместно, либо на телевизоры или даже большие радиоприёмники.

Кунгурские сувениры с их непосредственностью и жизнерадостностью мироощущения стали популярным атрибутом городского быта советской страны.